QR-код это технология, которая уже давно стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Изображение квадратиков сейчас можно встретить в общественных местах как элемент навигации внутри здания. На остановках сканируя qr код можно узнать точное время прибытия транспорта. QR кода вошли в наш быт основательно и судя по всему на долго, они используются в различных областях, начиная от маркетинга, медицины, транспорта, рекламы и даже порой QR код может быть сложно технической рекламной конструкцией.

Но какова же история возникновения миру технологии QR кодов?

История QR-кодов берёт своё начало в Японии в 1994 году. На территории завода компании Denso Wave разработали эту технологию для отслеживания запчастей в производстве автомобилей. QR-коды были придуманы для замены традиционного штрих-кода.

Ранее компонентное сканирование на заводе-производителе осуществлялось посредством стандартных штрих-кодов. В общей сложности на некоторых деталях их могло доходить до 15-20 шт. В результате конвейер терял огромное количество времени за счёт медленного сканирования сотрудниками конвейера и перемещения узлов по линии сборки.

Кто придумал QR код?

Ребята из отдела эффективности принялись строить гипотезы и догадки как решить данную проблему. Дело в том, что обычные штрих-коды, используемые для маркировки элементов, считывались мало того чрезвычайно медленно но и включали слишком мало информации. Все эти факты заставили японские инженерные умы начать разработку нового более перспективного решения.

Перед фирмой Denso-Wave встала серьезная задача – написать уникальный код, способный содержать значительный объем данных, обеспечивать максимально быстрое сканирование и распознавание информации. Для написания кода привлекли Масахиро Хара он с командой принялся за написание нового кода.

Идея формирования более современного и продуктивного кода появилась благодаря настольной игре Го, в которую разработчик упражнялся во время перерыва на приём рамена. В ней необходимо было в строго определенном порядке расставлять камни черного и белого цвета на доске. Эта стратегия и стала фундаментом, основой для будущего кода.

Процесс сканирования qr кода телефоном

Необходимо было сделать код хорошо читаемым, заметным и обеспечить его надежную защиту от повреждений в суровых условиях эксплуатации, под возможным воздействием атмосферных осадков, пыли, грязи, а так же возможных физических воздействий.

Так появился матричный штриховый код, изготовленный на базе принципа «точно в срок» производственной системы корпорации Тойота. Его отличительная черта и преимущество – это безупречная способность выявлять и устранять ошибки. При разработке технологии Хара задействовал принцип открытого исходного кода. Как следствие, в дальнейшем QR-коды получили широкое распространение вне зоны автомобильной промышленности Японии.

В стране восходящего солнца они применялись на рекламных плакатах, страницах газет и билбордах. А еще – использовались в роли пробного варианта оплаты. Однако в последнем случае процесс был слишком долгим и сложным.

Разница между штрих-кодом и QR-кодом

Стандартный штрих-код представляет собой комбинацию узких и широких полос черного цвета с белыми промежутками между ними. Каждое сочетание полос и промежутков кодирует определенную цифру.

qr-by

Высота одномерного штрих-кода никак не отражается на количестве информации. Например, если его увеличить по вертикали, число закодированных цифр остается тем же. А если расширить по горизонтали, изображение становится чрезмерно растянутым и может не поместиться на поверхность.

Поэтому QR-код сделали двумерным, т.е. кодировка информации здесь производится и по горизонтали и по вертикали. Это позволило увеличить плотность данных. В итоге код способен хранить 7089 цифр или 4296 символов.

По сравнению с традиционным штрих-кодом, QR-код содержит три квадрата, которые позволяют правильно направить считывающий датчик для последующей обработки. И если в первом случае код сканируется посредством тонкого лазерного луча, пробегающего по штрихам и образующего из последних ноли и единицы, то в ситуации QR-кода, лазер должен пройти по каждому из квадратов.

Как следствие, QR-код считывают специальными оптическими датчиками или цифровыми камерами, которые определяют его как двухмерное изображение. В целях надежности в код добавляют еще один – четвертый квадрат, меньшего формата. Данный квадрат дает возможность камере скорее повернуть код требуемой стороной.

Кто придумал QR код?

Важный конкурентный плюс QR-кода заключается в том, что он легко распознается сканирующим устройством. Именно эта особенность и обуславливает его широкую сферу применения. В итоге QR-код активно используется в торговле, логистике, производстве, медицине.

QR-коды сегодня в наши дни

С момента создания и по наши дни технологии QR-кода пользуются большой популярностью в обществе в Японии и по всему миру. У японцев еще в далёком 2000 году они стали встречаться на плакатах, на упаковках и на товарах в магазинах, в рекламных буклетах и справочниках.

Кроме того, технология QR-кода используется для проведения всевозможных конкурсов и ролевых игр, розыгрышей лото. Крупные японские операторы сотовой связи занимаются выпуском мобильных телефонов под собственным брендом со встроенной поддержкой распознавания технологии.

Сегодня QR-код активно применяется в странах Азии, Европы и по всему остальному земному шару. Массовое распространение QR кодов можно смело связать с развитием технологии мобильной фотографии, сегодня камера смартфона способна отсканировать QR код буквально с любой поверхности и не важно какого материала.

После установки программы сканера пользователь получает возможность занесения в устройство текстовой информации, оперативного подключения к Wi-Fi, отправки электронных писем и SMS, добавления контактов в адресную книгу и другие сценарии использования qr кода в быту и бизнесе.

Кто придумал QR код?

QR-коды можно встретить на железнодорожных билетах, в кафе и в ресторанах, на одежде, туристических маршрутах и у культурных объектов. Кроме того, эта технология очень востребована многими музеями, которые с помощью сканирования получают подробную информацию о конкретном экспонате.

В России QR-коды стали медленно распространятся с начала 2010 года. Маркетологи считали упаковки с кодами ведущим направлением в торговле. Большую роль рассматриваемая технология сыграла в деятельности одного оператора связи, который запустил собственный интерактивный квест, включающий решение загадок и возможность путешествия по разным городам страны. В качестве призов выступали велосипеды, игровые приставки, денежные средства.

Сейчас QR коды – это один из наиболее доступных, удобных и надежных способов коммуникации и передачи данных между отдельными устройствами и людьми. В связи с исключительной простотой и эффективностью, технология продолжает развиваться, чтобы стать еще более совершенной и востребованной в современной жизни.